Перейти к содержимому

Соловьево. Начало.

Где вода - там и жизнь. Селения, как известно, в старые времена возникали по берегам рек.

Река Березовка берет начало у подножия горы Толстухи, что расположена на территории Большенарымского района. Она да окружающие горы - свидетели давней и теперешней жизни людей. Они ничего не расскажут. А жаль, если все забудется. Наблюдая, с каким интересом слушают про старину дети, видишь эту потребность - знать как можно больше о прошлом, открывая в нем и свою жизнь, предчувствуя и свою судьбу. Так пусть же для них течет, как река, и наш рассказ о Соловьево.

У южной окраины села в Березовку впадает Козлушка, у самой северной окраины еще две речушки, Мяконька и Крутишка, а в районе поселка Зубовск она сама впадает в Бухтарму.

В прежние времена горы окрест Соловьево полны были зверья всякого. И хищные звери гуляли: волки, медведи, лисы, рыжие и чернобурые. И помельче зверье водилось: зайцы, сурки, барсуки, ондатры. Места были привольные. Земли богатые. Климат здоровый, привычный русскому человеку, постепенно продвигавшемуся на окраины империи, подальше от власти. Этому переселению помогали и сами власти, заселяя малонаселенные отдаленные районы сибирскими казаками да людьми неугодными, строптивыми.

Это подтверждают архивные материалы Зыряновского филиала ГА ВКО (государственного архива Восточно-Казахстанской области). Там мы нашли, что в 1760 году был издан сенатский указ «О занятии в Сибири мест от крепости по реке Бухтарме и далее до Телецкого озера, о построении там, в удобных местах, крепостей и заселении той стороны по рекам Убе, Ульбе, Березовке, Глубокой и прочим рекам, впадающим в оные и в Иртыш реку русскими людьми до 2 тысяч». И далее: «Никого на поселение не принуждать». Но, видимо, добровольцев сначала не было. В августе этого же года второй указ, разрешающий помещикам ссылать своих крестьян на поселение в Сибирь «за предерзостные поступки». Еще один приток населения образовался из бежавших от религиозных преследований русских в Польшу в период Никоновской церковной реформы, часть которых добровольно выселялась в Сибирь. Это были первые поселенцы. Возможно, и в наших местах они появились намного раньше, чем родилось название села.

Сведенья об истории села Соловьево впервые были получены из Барнаульского архива учащимися Соловьевской школы в 1966 году. Тогда школа создавала музей под руководством географа Барашенко Е. Г.. К сожалению, ответ, полученный тогдашней ученицей Дуненбаевой З., не сохранился. Но, обратившись в Зыряновский архив, мы получили от архивиста Мякушиной П.П., побывавшей в Барнауле и поработавшей в Барнаульском архиве, подтверждение об имеющихся в нем сказах о селах Бухтарминского края. И тогда мы поняли, откуда такой «сказовый» стиль переписываемых сведений о селе.

Годом основания нашего села считается 1812 .

В 1812 году прибыл первый зарегистрированный поселенец из Приобья, сосланный царской немилостью. Звали его Соловьев Гаврила Васильевич. Сюда, к Соловьеву, вскоре подселились еще четыре семьи, затем еще. В Зыряновском филиале ГА ВКО имеется «Список крестьян Бухтарминской волости о назначении им гоньбы за 1824 год». (Гоньба – ямская и почтовая повинность крестьян, за которую они получали деньги.) Ознакомившись с этим уникальным документом, находим подтверждение, что жили в это время здесь Гаврила Соловьев и два его сына (один по имени Кондратий), Федор и Семен Отрепьевы, Большое количество Томиловых - два Ивана, Андрей, Алексей, Федор. Убеждаемся, что занимались гоньбой и Клиновицкий Андрей, и Синельников Евдоким, а еще Черемнов Тимофей, Выходцевы - Никита и Тимофей, Моревы - Павел, Лука, Акинтий, Дмитрий Неустроев с сыновьями, последний в списке Мирон Еремин. Вот они – первые поселенцы! И село так и названо - Соловьево.

Многие из них были трудолюбивыми и предприимчивыми. Более зажиточные, имеющие возможность обзавестись инвентарем, занимались земледелием. Обрабатывали земли примитивными орудиями, сеяли рожь, которая вырастала здесь в рост человеческий. И земли были плодородные и осадков довольно. Сеяли также лен. В первую очередь распахивали землю вдоль реки. Изо льна пряли грубую прочную ткань, из которой шили нижнюю и верхнюю одежду, постель, полотенца. Цветущее разнотравье натолкнуло на разведение пчел. Мед тек рекою. Человек, прибывший сюда, быстро обживался, становился на ноги, если не был ленив.

Обыватели Зыряновской волости платили налоги: «в доходъ кабинета Его Величества …поземельный оброкъ, определенный на каждое селение отдельно уставной грамотой въ размере 213/4 коп., подушный сбор на губернские повинности – 8 коп., на содержание училищ – 10 коп., на мировые учреждения 53/4 коп., на составление межевого капитала – 3 коп., на подушную подать -1р. 75 коп. Всего 2р.3/4 коп».

Так возникло село Соловьево в 16 километрах от Зыряновска. На 1 июля 1882 года в с. Соловьево было 40 дворов, числилось 156 мужчин, из них 44 работоспособных.

А вот статистика того периода об уровне жизни населения: на наличную душу - 2 лошади, 1,2 – головы крупного рогатого скота, 1,2 – мелкого скота. На домохозяйство - 7,4 лошади, 5,5 – крупного скота, 4,4 – мелкого.

Село состояло, в основном, из старообрядцев или раскольников, которые были набожны до фанатизма. Руководили ими старики, религиозные обряды проводили в специальных молельных домах. Церквей они не признавали. Их культовые обряды отличались от церковных.

Еще их называли кержаками. Но постепенно они и сами забыли, что их предки бежали в такие уголки с реки Керж, что впадает в Волгу. Правдивый роман Алексея Черкасова "Хмель" восприняли соловьевцы, как эпопею о своих предшественниках и зачитывались им все. Несколько лет он был популярен и среди интеллигенции, и среди простого народа. А потом дошел до нас фильм с одноименным названием режиссера В. Трегубовича по сценарию М. Выборнова, П. Ясинской, который оживил историю староверов, сделал зримой.

Когда стали переселяться сюда крестьяне из центральной России (старообрядцы называли их "табашниками " и "бритоусиками"), то часть крестьян переселилась на хутор, из которого позднее выросло село Ново-Крестьянка. Прибывавшие называли местных чашечниками, так как они никогда не подавали чужим еду в той посуде, из которой ели сами.

 ("Дорогое мое Соловьево", Китляйн А.Н.)

Соловьево. Начало.: 2 комментария

  1. Екатерина

    Здравствуйте! Ищу информацию о своих предках - семьях Карпа Синельникова и Прохора Выходцева. Связаны ли они с указанными в статье Синельниковыми и Выходцевыми? Пожалуйста, напишите мне на эл.почту или в одноклассники https://ok.ru/profile/126648456445

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *